Мандала Дордже Шугдена

 

 

"Хотя твои совокупности (скандхи), элементы (дхату), форма и конечности появляются как пять семей Шугдена и свита, они на самом деле тридцать два божества тела мандалы Гухьясамаджа".

(из текста Пабонки Ринпоче)

 

В центре мандалы Дордже Шугдена, эманированной силой его ума, стоит трехэтажный небесный дворец. Первый этаж дворца это резиденция Дордже Шугдена в своей главной эманации в золотой куполообразной шапке. Четыре другие эманации занимают четыре портала первого этажа дворца. Эти формы символизируют способности Шугдена к четырем активностям: умиротворению, увеличению, управлению и гневным действиям.

 

 

Вокруг дворца находится свита Дордже Шугдена девять богинь, восемь монахов и десять гневных божеств. Каждый из них проявляется, чтобы выполнять особые функции.

 

 

Девять Богинь помогают последователям Дордже Шугдена в их тантрической практике.

”Сначала в порядке окружения, подобно восьми мощным богиням Калачакры, появляются девять богинь, супруг союза с основным божеством, обладающих властью над четырьмя элементами (земля, вода, огонь, воздух), держащими пять типов чувственных объектов”.

В текстах называются: "Девять Великих Матерей", “Девять прекрасных супруг”, они держат в руках атрибуты символизирующие объекты чувств или чувственных удовольствий и символы четырех элементов. Все богини выглядят как очаровательные девушки непревзойденной красоты.

 

 

Восемь Монахов помогают практикам Дордже Шугдена в вопросах теории и дисциплины. Они носят шафрановые одежды, некоторые носят куполообразные шляпы, другие шляпы пандита, некоторые желтые шляпы, и некоторые раздвоенные шляпы. Центральная фигура держит монашеский посох кхакхара и чашу для подаяния патру, другие держат текст сутр, драгоценный сосуд ратнакалаша, жезл кхатвангу, мечь кхадга, чаша из черепа капала, ваджра и колокольчик. Из их ртов разносятся громогласные красноречивые объяснения Дхармы.

 

 

 

Десять гневных Защитников возникли в результате трансформации конечностей божества. Помогают практикующим преодолеть внутренние и внешние препятствия.

Они носят одеяния в разных традициях: Китая, Монголии, Непала, Тибета, Кашмира и Бенгалии. У одних веселые, у других гневные выражения лица. Демонстрируют буйные манеры для противодействия невежественному уму. Вооружены различным оружием: копьем, мечом, ружьем, арканом.

Они тождественны 10-ти Видьяраджам.

 

 

 

У врат дворца находятся два министра Дордже Шугдена, Каче Марпо и Намка Бардзин. Это два связанных клятвой Защитника, которые доверили свою жизненную сущность Царю-Защитнику и выполняют обязанности, подобные обязанностям министра, помогающего своему монарху управлять его королевством. Они не являются эманациями Дордже Шугдена, но являются самостоятельными Защитниками Дхармы.

 

 

На втором этаже дворца находится очень быстрый, мощный Защитник Сетрап, также известный как Могущественный Чистый. Он эманация Амитабхи в форме духа Цен.

 

Третий этаж предусмотрен как резиденция Будды Амитабхи. На тханках там можно видеть небольшое изображение этого Будды.